Глубокий кариес

Глубокий кариес – патологический процесс, одна из завершающих стадий разрушения и деминерализации твердых тканей. Такой деструктивный процесс ведет к крупным эстетическим и физиологическим, жевательным и речевым дефектам. Дно кариозной полости от пульпарной камеры отделено небольшим слоем дентинной ткани, а зуб разрушен в глубину более чем на половину.

Из-за тонкой грани между глубоким кариесом и пульпитом, очень важно остановить процесс деструкции и не допустить осложнений. Для это важно вовремя обратиться к специалисту. Врачи-терапевты филиалов семейной стоматологии West Dental в Янино-1 и Всеволожске помогут своевременно обнаружить заболевание, осуществить качественное и высокотехнологичное лечение глубокого кариеса.

Клинические разновидности

Учитывая стадию повреждений твердотканных структур, выделяют несколько видов глубокого кариеса. Каждая форма имеет свое характерное течение. Перед началом сверления, стоматолог-терапевт должен провести правильную диагностику и определить форму кариозной болезни, протекающей в зубной единице.

1. Острый процесс

Патологические процесс протекает очень быстро, вторничный дентин не успевает образоваться и восстановить структуру полости. Осложняется такое протекание процесса затрагиванием пульпарной камеры.

Симптомы:

• Зуб начинает резко болеть при воздействии раздражителей: изменение температуры, механическое воздействие на пораженную единицу. Если устранить раздражающий фактор, неприятные ощущения сразу проходят.
  •  Изменение оттенка эмали.
  •  Быстрое увеличение кариозного процесса.
  •  Застревание кусочков пищи в зубе.

При такой форме патологического процесса полость поврежденной единицы имеет узкий вход. Если постепенно открывать полость, то она будет уходить все глубже и дентинная ткань будет тонко отслаиваться.

1. Хронический процесс

Проявляется в виде кратковременных болей в зоне разрушающейся единицы.

Проявления:

• Реакция на воздействие холодной и горячей пищи.
  • Обширное и глубокое кариозное поражение, с размягченным и измененным дентином на дне.
  • В основном, такая форма локализируется на постоянных и молочных зубах жевательной группы, имеющих высокую сопротивляемость к кариозному процессу. Из-за чего болевые ощущения не выражены и пациент может долго не предъявлять жалобы.

У глубокого кариеса симптомы находятся в зависимости от стадии запущенности процесса. Для клинической картины свойственна болезненность-внезапная, но быстропроходящая. В этом и заключается главное различие пульпитных болей (зубная пульсация, возможна и без раздражителя, а в вечернее время ноющего характера) от кариозных.

При глубоком поражении, находящемся в острой стадии, единица реагирует в большей степени на термическое и химическое воздействие: горячие/холодные, кислые/сладкие пищевые продукты. При хронизации процесса прибавляется болезненность от механического воздействия — пережевывания, застревания пищевых комков во рту. После устранения раздражителей больше не больно.

Дополнительным симптомом является неприятный запах из полости рта (галитоз), но так происходит не всегда. Такая отличительная черта проявляется при генерализованном кариозном процессе или большой запущенной полости разрушенного зуба.

Полость с поражение внутри может формироваться длительное время. Особенно, это применимо к единицам с установленным ранее пломбировочным материалом. Так, при глубоком кариесе жалобы могут полностью отсутствовать, а болезненность возникать только при разрушении дна полости зуба и достижения корневого канала. Пломба может плохо прилегать по краям, иметь трещины и сколы, или выпасть полностью.

Причины развития

Глубокий кариес может сформироваться как на полностью здоровой единице, так и на той, где выполнялось лечение ранее. Этиология возникновения глубокого поражения – накопление патологических микроорганизмов в полости и слюне. Со временем бактерии копятся и разрушают все зубные структуры.

Основные условия, из-за которых возникает патологический процесс – отсутствие качественной чистки полости рта и регулярных профилактических осмотров полости рта в стоматологической клинике. Объективно, в большинстве случаев, кариозный процесс затрагивает жевательные единицы, из-за большой скорости накопления налета в труднодоступных для очищения уголках. На передней группе зубов легче заметить поражение и проводить чистку. Кроме того, большое влияние оказывает минеральный состав слюны, которая может затормозить рост патогенных микроорганизмов.

Провокаторы формирования поражения зубов на глубине полости:

• питьевая вода с низким содержанием кальция и фтора;
  • потребление сладкого, мучного, газировок в больших объемах;
  • расстройство минерального баланса;
  • вредные рабочие условия на производстве.

Диагностика или  «как отличить глубокий кариес от пульпита?»

Правильное выполнение дифференциальной диагностики глубокого кариеса, создаст ресурс правильно лечиться.  Поражение единицы на глубину полости сложно спутать с остальными патологиями во рту, но для определения точного диагноза, для того, чтобы дифференцировать глубокий кариес от пульпита, рекомендуется выполнить Rg-снимок зуба. Рентгенологический метод позволяет отличать глубокий кариес от среднего поражения или периодонтита. В отличие от среднего процесса, которому свойственна неглубокая полость, показателем глубины является почти полное отсутствие дентина до крыши пульпарной камеры. Если у пациента сформировался периодонтит, рентген-снимок покажет разрушение периапикальных тканей и костной структуры в челюсти вокруг корней.

Самое частое в клинической практике стоматолога, на первом посещении выявить различия между глубоким кариозным поражением и острым пульпитом. Важной методикой является зондирование и перкуссия пораженной единицы. При глубоком кариесе зондирование может быть умеренно-болезненно по всему дну полости, перкуссия – без реакции; при остром пульпите резко-болезненные ощущения будут в ответ на зондирование в одной точке, перкуссия- чувствительна. При выявлении глубокого кариеса на «зубе мудрости» специалист, при невозможности выполнения качественного лечения единицы с соблюдением протокола, может посоветовать ее экстракцию.

Стоматологи-терапевты филиалов клиники West Dental на консультативном осмотре проведут всю необходимую диагностику с помощью высокотехнологичной аппаратуры – операционного микроскопа Leica М320 и панорамного конусно-лучевого томографа Pax-i3D. Подберут необходимые терапевтические методики пациенту на выбор и выполнят пошаговое лечение по лояльной стоимости.

Пациентов очень интересует вопрос «Как лечить глубокий кариес?». Для того, чтобы вылечить глубокое поражение необходимо убрать зараженные ткани, выполнить медикаментозную обработку полости и закрыть ее постоянным пломбировочным материалом. Всё лечение пораженной единицы включает следующие этапы:

1. Определение степени разрушения единицы и патогенеза заболевания с помощью визуального и инструментального осмотра, а также рентген-диагностики;
  2. Выполнение местного обезболивания инфильтрационной анестезией;
  3. Механическая обработка полости (очищение от повреждённых твердотканных структур;
  4. Медикаментозная обработка чистой полости растворами антисептиков;
  5. Наложение изолирующей подкладки на дно полости, отделив пульпарную камеру от излишнего воздействия пломбировочного материала и во избежание перепадов температур;
  6. Завершающим этапом является пломбирование постоянным светоотверждаемым материалом-восстановление анатомии коронки.
  7. Шлифование и полирование специальными-дисками, щеточками, пастами.

Одномоментное лечение глубокого кариеса выполняется нашими специалистами только тогда, если процессы поражения не добрались до тканей пульпы, и по цене, приятнее, чем в СПб. Если же в анамнезе присутствуют-болевые ощущения при надавливании, длительная реакция на температурный раздражитель, то врач сначала поставит временную пломбу с лечебной подкладкой. За несколько дней такая подкладка простимулирует восстановление вторичного дентина и выполнит антибактериальную функцию, а специалист оценит полное состояние зуба на следующем приеме. Все это выполняется, чтобы избежать постпломбировочных болей от воздействия материала на пульпу. Боли после такого лечения глубокого кариеса могут быть первые 2 дня –это нормально, если болезненность не проходит, то скорей всего процесс преобразовался в пульпит. По времени выполнения лечебных мероприятий глубокий кариес, осложненный фиброзным пульпитом, занимает от 3-10 дней.

Глубокий кариес у детей

Проблематика глубокого поражения встречается не только у взрослого, но и у ребенка. У детей младшей возрастной группы (до 14-ти лет) риск формирования осложнений велик, из-за скоротечности перехода из кариозной формы в пульпитную. Дети плохо следят за гигиеной зубов и употребляют много сладкого и мучного, что является одной из этиологических предпосылок к образованию кариеса. Первостепенно поражаются верхние передние единицы, из-за первого контакта с пищевыми продуктами. Лечение глубокого поражения у детей выполняется за один прием, что может предотвратить психологическое воздействие. При обширном повреждении молочной единицы, специалист может предложить экстракцию.

Своевременно не пролеченный глубокий кариес переходит в острое пульпитное повреждение с сильными болями. Задачей стоматолога будет не только очистка зуба от пораженных тканей, но и выполнения комплекса лечения воспаления в пульпарной камере. Детские-стоматологи в West Dental прекрасно находят подход даже к самым требовательным детям, лечение проходит с комфортом.

Чтобы не возникал глубокий кариес, необходимо соблюдать стандартные клинические рекомендации:

• Регулярно выполнять тщательную чистку зубов. Использовать ершики, нити для удаления накоплений пищи из труднодоступных мест. Применять ирригатор и растворы антисептиков.
  • Соблюдать режим правильного питания. Включить в рацион кисломолочные продукты, орехи, рыбу. Ограничить потребление сладкого и мучного.
  • Посещать профосмотры врача-стоматолога с целью выявления заболеваний на ранней стадии.