Стоматологическая клиника Вест Дентал — семейная стоматология во Всеволожске и в Янино-1
Запись: +7 (812) 450-00-07Всеволожск: +7 (911) 923-14-53Янино-1: +7 (981) 753-44-26

Кариес фиссур

Разрушение естественных борозд /углублений на жевательной поверхности единицы, под воздействием патогенных микроорганизмов, называется кариес фиссур.

Такой кариес в области фиссур, как и межзубное поражение возникают очень часто из-за своей трудноступности для гигиенических средств очистки. В углублениях, заполненных остатками пищи, бактерии и вредные микроорганизмы начинают свое активное развитие. Продуктами своей жизнедеятельности они повреждают твердые ткани зубов.

Стоматологи-терапевты, а также детские специалисты филиалов клиники для всей семьи West Dental в Янино-1 и во Всеволожске правильно определят патологию и предложат наилучшую методику лечения или профилактики по лояльной цене. Наши доктора регулярно совершенствуют свои мануальные навыки, изучают новые лечебные методики, а также посещают семинары и лекции ведущих специалистов в стоматологической сфере.

Определение

Фиссура – это углубление в виде борозды на единицах жевательной группы (премоляры и моляры).

Фиссуры по своему расположению могут быть:

• Открытыми — дно хорошо просматривается и располагается на поверхности.
  • Закрытыми – фиссурное дно залегает глубоко в коронковой части эмали. Без специализированного аппарата — стоматологического микроскопа или рентгена не определяется. Фиссурный кариес глубокого типа из-за его скрытности не сразу выявляется.

По форме углубления бывают:

• каплевидные;
  • конусовидные
  • желобообразные.

Поражение эмали, заключающееся в области фиссур, является одни из проявления поверхностного кариеса.

1. Некачественная гигиеническая чистка ротовой полости.
    Плохая очистка всех зубных поверхностей и межзубных промежутков ведет к накоплению пищевых остатков. Стрептококки начинают питаться остатками и активно увеличивать свое количество, разрушающая вырабатывающейся кислотой эмаль.
  2. Изменение объема и состава слюнной жидкости.
    При нормальных обстоятельствах слюна помогает устранять налет, а также создает защитную биопленку на поверхности зубов. Если она вырабатывается в малом объеме или меняется ее состав и насыщенность микроэлементами, то повышается риск повреждения эмали и возникновения кариозных разрушений.
  3. Нездоровое питание.
    Характер употребляемых пищевых продуктов питания оказывает влияние на накопление налета во рту. Большое число углеводов в рационе способствует быстрому накоплению углеводов и размножению патогенных микроорганизмов.
  4. Нехватка в организме необходимых микроэлементов, поддерживающих плотность эмали. Разнообразные овощи и фрукты, продукты с кальцием и фосфором – все вместе, они укрепляют твердые ткани зуба и уменьшают количество налета.
  5. Строение эмали — большие и глубокие бороздки.
    У людей со сглаженными фиссурами риск разрушения эмали от кариозных бактерий очень мал. Если такие бороздки глубокие или сложной формы, не позволяющих полностью их очистить от пищевых остатков, то через время единицы могут подвергнуться кариесу. Также очень важна толщина эмали. В основном, чем ближе к дну фиссур, тем тоньше эмаль. Индивидуальные особенности организма и строения эмалевой ткани определяют, как сильно твердые структуры зуба будут подвержены разрушениям под воздействием продуктов жизнедеятельности микробов. Бывает очень прочная эмаль, которая даже при плохой очистке единиц будет устойчива к кариесу. Слабая эмаль, в свою очередь, дает ответную реакцию на раздражители сразу – разрушение клеточных структур начинается даже при малом числе стрептококков.
  6. Генетическая предрасположенность.
  7. Очаги хронической инфекции в полости рта.
    Хронизация тонзиллита, гингивита является постоянным источником вредоносных бактерий, разрушающих структуры зубов. Состояние иммунной функции организма определяет его способность бороться с вредоносными бактериями. При малом количестве иммуноглобулинов в слюнной жидкости, стрептококк активно ведет свою жизнедеятельность и увеличивается его численность.

Очаги разрушения эмали на жевательной поверхности единиц пациент может выявить сам при домашнем осмотре в зеркале. Бороздки темнеют и становятся темно-коричневыми. Если процесс перешел начальную стадию и развился дальше, то можно наблюдать полость. На начальном этапе потемнения не вызывают дискомфорта или болезненности. В дальнейшем, развиваясь, появляется реакция на изменения температуры или быстропроходящие болезненные ощущения. Такие симптомы являются поводом, чтобы записаться на прием к стоматологу-терапевту, не теряя времени. У пациентов с закрытыми глубокими фиссурами кариозный процесс долгое время идет без каких-либо проявлений и не очевиден при визуальном осмотре. Болезненность появляется при глубоком кариесе. Получается, что к врачу обращаются уже с запущенной патологией.

Определить наличие патологии и на какой стадии развития она находиться возможно несколькими способами:

1. Визуальный осмотр с помощью специального зонда дает возможность определить и осмотреть дно у открытых фиссур. У закрытых борозд таким методом специалист обнаружит только место входа, а само дно будет залегать глубже. Наши врачи могут применить операционный микроскоп Leica М320 для более тщательного осмотра, или же прибегнуть к другим диагностическим мероприятиям.
  2. Рентген-аппаратом можно выявить любую стадию кариозного поражения, кроме начальной. В клиники West Dental есть панорамный КЛКТ Pax-i3D, выполняющий информативные снимки — ОПТГ и КТ.
  3. Самый эффективный метод определения пораженных закрытых фиссур – осмотр единицы прибором для лазерной флюоресценции. Аппаратом просвечивается насквозь эмалевая ткань и виден ход, дно и глубина залегания борозды. Перед проведением процедуры, необходимо у специалиста ознакомиться с противопоказаниями к применению.

Существует две лечебные методики при выявлении борозд, разной степени поражения:

1. Удаление некротизированных (поврежденных) участков эмали и установка в обработанную полость современных материалов для пломбирования – светоотверждаемым композитом или стеклоиономерным цементом.
  2. При удалении большого участка разрушения специалист изготовит для полости специализированную накладку из керамики или металла (по желанию пациента). Снимаются слепки с челюстей, после отливают вкладку в зуботехнической лаборатории по модели из гипса. Поэтому она подходит к сформированной полости и пациент не испытывает дискомфорта.

Исходя из практического опыта, вкладки более надежные и служат долгий период времени. При фиксации пломбировочного материала, если нарушить протокол обработки полости, кариес может образоваться между пломбой и тканями зуба. Фиксируя же вкладку, такая вероятность исключена.

Чтобы поражение фиссур не возникало, важно выполнять профилактические правила:

1. Ежедневно чистить полость рта утром и вечером, в идеале — каждый раз после приема пищи. Также, необходимо использовать super-floss и ирригатор. Нити и струи ирригатора отлично справляются с удалением остатков в межзубных промежутках и труднодоступных местах.
  2. Проведение реминерализующей терапии специализированным гелем в клинике или в домашних условиях.
  3. Герметизация фиссур. Специализированным герметиком со фтором можно запечатать борозды и препятствовать возникновению повреждений. Такая процедура, в основном, выполняется при прорезывании моляров у ребенка от 6-7 лет (шестерки) и 12-15 (семерки).

Фиссурный кариес — начальная стадия кариозного поражения. И без специализированного лечения зубы могут воспалиться или полностью разрушиться. Патологический процесс после борозд на эмали развивается и затрагивает окружающие структуры в ротовой полости так, что может возникнуть пульпит или периостит.

Доктора клиники West Dental смогут определить, есть ли фиссурный кариес; выполнят качественное и современное лечение; при надобности, предпримут профилактические меры. Часто борозды поражаются у детей в молочном и постоянном прикусе, наши детские-стоматологи помогут с этим справиться.

Герметизация фиссур

Первостепенно единицу очищаются щеткой с пастой, ультразвуком от мягких и твердых зубных отложений. Борозду раскрывают – делают правильной (прямоугольной формы), обрабатывают антисептиком. После, закладывается материал и засвечивается УФ-лампой. Жевательная поверхность единицы становится гладкой и больше не накапливается. Как долго прослужит герметизация зависит от материала и соблюдения ежедневной гигиены полости рта. Мы используем только самые передовые герметики, содержащие фторид.

Процедура выполняется, как только прорезалась жевательная поверхность первого моляра – 5 -6 лет, а молочные зубы можно герметизировать – с 2 лет.

Также, данную процедуры можно применить к фиссурам зубов мудрости, если они прорезались и встали в прикус. Ведь «восьмерки» труднее всего очистить щеткой.