Глоссит

Глоссит (код по МКБ 10 – К 14.0) – воспалительный патологический процесс языка, который может быть самостоятельным заболеванием или симптомом повреждений внутренних органов. В некоторых случаях, измененная формы или цвет языка могут единственными обозначать о наличии нарушений в работе организма. В связи с этим, важно обращать внимание на все признаки изменений в полости рта и вовремя записаться на консультацию к специалисту в клинику.

Самостоятельное бесконтрольное лечение народными средствами может привести к серьезным осложнениям. Глоссит языка может приобрести хронический характер с проявлениями в виде язв и обильных разрастаний.

Врачи-терапевты филиалов семейной стоматологии West Dental во Всеволожске и Янино-1 помогут дифференцировать болезнь от других патологий в полости рта, а также сформулировать точный диагноз и вылечить ее достаточно быстро. Для достижения благоприятного результата в активе докторов находится все необходимое высокотехнологичное оборудование и стерилизованный инструментарий.

Причины развития поражения

Часто патогенез глоссита связан с патогенными микроорганизмами – вирусы и бактерии. Иммунная защита организма, в какой-то момент не может их обезвредить. Основную угрозу несет вирус простого герпеса. Долговременно, после попадания в организм, инфекция протекает латентно, не беспокоит человека и не несет никакой опасности. Однако, снижении иммунной системы вызывает воспаление и распространение герпетической патологии.

Дополнительные условия при глоссите, провоцирующие причины его развития:

• повреждения слизистой от температурных или химических раздражителей;
  • аллергический ответ на зубную пасту;
  • острая пища и напитки;
  • регулярная травматизация о разрушенные зубные единицы, не пришлифованные края пломбировочного материала;
  • прикусывание языка;
  • излишние применение освежителей и ополаскивателей для рта с агрессивным составом.

В опасной группе, наиболее подверженной риску развития заболевания, находятся люди в возвратной категории старше 50 лет, с вредными привычками и любители сладкого. Полость рта —  это идеальная клиническая почва для распространения патогенных микробов. Игнорирование качественной гигиены и стоматологических проблем во рту, в конечном итоге, приведет к воспалению языка.

По большей части, глоссит является этиологий возникновения поражений со стороны:

• ЖКТ;
  • эндокринной системы;
  • аутоиммунных патологий;
  • дисбаланса естественной микрофлоры.

По внешнему виду выделяется 3 группы:

1. Катаральный. Поражение затрагивает поверхностные слои язычной слизистой. Главные характеристики – жжение, краснота, отек и формирование белесого налета. Основной причиной являются дрожжевые грибы рода Candida, вызывающее заболевание в полости рта –псевдомембранозный кандидоз. Кандидозный глоссит бывает заразным при тесном контакте (поцелуе). Такой кандидозный процесс нуждается в комплексном подходе. Иногда катаральный вид развивается из-за осложненного стоматита или дефицита витаминов.
  2. Гнойный. Самый тяжелый процесс по течению, распространяющийся в более глубокие слои мышечного органа и вызывающий болезненную отечность. На поверхности формируются гнойные раневые поверхности. Развитие патологии сопровождается повышенной температурой и интоксикацией организма. Нужно сразу обращаться к специалистам, чтобы незамедлительно лечить процесс.
  3. Язвенный. На поверхности языка образуются кровоточащие язвы. У человека выявляется болезненность, ведущая к снижению аппетита. Может возникнуть дефекты речи из-за отечности и увеличения объема органа, из-за чего пациент выглядит нервным. Первопричиной становятся воспалительные процессы в десневой ткани и полости рта.

Также, выделяется следующая форма глоссита — складчатая. Это патология, присущая ребенку с рождения. На поверхности языка видны большое число складок. В педиатрии лечению складчатый глоссит не подлежит, т.к. маленьким пациентам никакой боли и дискомфорта не доставляет. Некоторые случаи возможно эстетически откорректировать.

Сопутствующей патологией глоссит может выглядеть для некоторых заболеваний внутренних органов. Из-за чего выделяют:

1. Десквамативный (эксфолиативный) или «географический» язык – язычная поверхность напоминает географическую карту. Видны четкие линии, борозды и ярко-красные пятна. Формируется у беременных при изменении уровня гормонов, также у людей с заболеваниями ЖКТ. Десквамативный глоссит часто является проявлением патологий, вызванных паразитами, и печени.
  2. Ворсинчатый – происходит такое разрастание нитевидных сосочков на язычной поверхности, что они становятся как ворсинки. Возникает при молочнице или травматизации органа. Прием лекарств, вредные привычки могут спровоцировать развитие патологии.
  3. Гунтеровский (атрофический) – является признаком анемии, вызванной дефицитом фолиевой кислоты. Поверхность сглаживается и блестит, сосочки краснеют и уменьшаются.
  4. Пернициозная анемия (болезнь Аддисона — Бирмера) — заболевание, возникшее из-за дефицита витамина B12. Особенно это дает о себе знать в костном мозгу и тканях нервной системы.
  5. Ромбовидный (срединный) – хронический процесс, при котором происходит утолщение эпителия с образованием участков в виде ромба. Ромбовидный глоссит присущ людям с патологиями ЖК и подразделяется на плоский, бугорковый и бородавчатый.

Самая опасная форма – интерстициальная глоссита, предшествующая раку при отсутствии своевременного лечения. Также, такой глоссит называется сифилитическим, являясь начальным признаком сифилиса.

Основные проявления

Тяжесть и характер течения патологического процесса зависит от формы и причины возникновения. Симптоматика у всех видов различна:

• дискомфорт и болезненность при разговоре и приеме пищи;
  • изменение цвета мышечного органа – от бледно-розового до коричневого;
  • отечность, а вследствие, изменение размера и формы;
  • язвы, иногда с гноем;
  • кровоточащая раневая поверхность;
  • налет;
  • сглаживание вкусовых сосочков.

Температура тела увеличивается не всегда, а только при развитии общей интоксикации организма. При отягощенном течении процесса без тщательного лечения возникает:

• повышенное выделении слюны;
  • неприятный запах из полости рта;
  • трудности при глотании;
  • нарушения речи;
  • извращение вкуса или его отсутствие;
  • жжение.

При ворсинчатой форме болезненность отсутствует. Но основным симптомом является возникновение «волосатого языка», при котором на поверхности языка формируются темные и плотные ворсинчатые разрастания. Постановку точного диагноза может осуществить только специалист после выполнения визуального и инструментального осмотра полости рта, а также необходимых обследований.

Дифференциальная диагностика

При возникновении первых признаков симптоматики воспаления языка необходимо записаться на прием к стоматологу-терапевту. Специалист осмотрит воспаленные участки, выявит есть/нет папилломы, соберет анамнез заболевания, назначит выполнение необходимых лабораторных исследований. Для постановки четкого диагноза, необходим комплексный подход.

Обычно постановка диагноза осуществляется при визуальном осмотре. Как уточняющие мероприятия, чтобы определить возбудителя, назначается соскоб с поверхности языка для дальнейшего исследования с бак. посевом в лаборатории. Также пациент направляется на консультативный прием к узконаправленным специалистам – терапевту, гастроэнтерологу, иммунологу, эндокринологу или гематологу. Если воспалительный процесс является симптомом болезни внутренних органов, то терапия и рекомендации будут направлены на основное заболевание.

При появлении ранней симптоматики у пациентов может возникнуть вопрос: «Чем лечить глоссит?». Местными методиками лечения, возможными в домашних условиях, являются:

1. Обработка растворами антисептиков (хлоргексидин).
  2. Применение НПВС мазей с регенерирующими свойствами (Камистад, лидокаин).
  3. Полоскание травяными сборами (бета-каротин, шиповник).

Для усиления работы иммунной защиты организма назначают прием витаминов и иммунокорректоры, физиотерапевтические методы. При нестерпимых болезненных ощущений назначаются анальгетики. При наличии загноения раневых поверхностей желательно начать прием антибиотиков. Такое лечение формируется только по назначению специалистов и выявлению точной причины возникновения патологического процесса. После снятия острой стадии, желательно провести полную санацию полости рта.

Результативность лечения и благоприятный исход возможен только при обращении к специалистам. Самолечение может привести к осложнениям – абсцесс, флегмона и онкология. Данные состояния возможно вылечить только оперативным вмешательством.

При наличии язвенных и эрозивных разрастаний, перед антисептической обработкой необходимо устранить некротические структуры или фибринный налет тампона или аппликациями с ферментами (химотрипсин и трипсин). При выраженном ороговении мягкотканных структур возможно только хирургическое вмешательство.

Прогноз терапии:

• катаральная форма проходит за пару дней при ликвидации причин аллергии и воспаления;
  • при гнойной форме требуется вскрытие участков и проведение антимикробной терапии;
  • у ромбовидного глоссита лечение включает-иссечение и криодеструкцию измененных структур.

Легче всего соблюдать ряд профилактических мер и предупредить болезнь, чем после выполнять большой объем терапевтического лечения. Поэтому следует:

• соблюдать тщательную гигиену зубных единиц, языка и всего рта;
  • регулярно проходить профилактический осмотр у стоматолога;
  • минимизировать потребление острой пищи, раздражающей слизистую;
  • исключить курение и алкоголь.

Филиалы семейной стоматологии West Dental в Янино-1 и во Всеволожске располагают актуальными методиками лечения глоссита у пациентов всех возрастов. Для записи к детским-стоматологам и взрослым специалистам можно заполнить онлайн-форму на нашем сайте или обратиться по телефону +7 (812) 450-00-07 к нашим администраторам.