Перикоронарит

Перикоронарит или перикоронит (код по МКБ-10 К 05)— это воспаление тканей вокруг оболочки прорезывающегося зуба, которое может возникнуть у ребенка в сменном прикусе и у взрослого вокруг зуба мудрости. Этиология формирования заболевания заключается в преодолении прорезывающей единицей множество структурных препятствий: челюстная кость, надкостница, десна. При затрудненном и долговременном прорезывании над зубом воспаляется пространство, образуя капюшон патогенными микроорганизмами и пищевыми остатками. Итогом является воспалительный процесс – перикоронарит.

Специалисты хирургической стоматологии отделений семейной клиники West Dental в Янино-1 и во Всеволожске, учитывая симптомы болезни, проведут качественную диагностику, поставят верный диагноз, предложат наиболее эффективную методику лечения, которая в дальнейшем поможет избежать возникновение осложнений. Всю историю посещений и описание проводимых манипуляций наши врачи вносят в мед. карту

При прорезывании зубная единица упирается в слизистую десны, не обязательно сразу проходя этот барьер, а может оставаться под ней длительное время и воспалять поддесневое пространство.

Невозможность выполнить качественную очистку пространства под капюшоном является главным механизмом развития перикоронита (воспаления окружающих тканей). Однако, усугубить патологический процесс могут:

• структурные особенности кости и десны — увеличенная толщина надкостницы или десневой ткани, мало места в челюстной кости;
  • некорректная гигиена ротовой полости (недочищение пищевых остатков) — благоприятная среда для развития патогенной микрофлоры;
  • травматизация тканей — твердая пища, жесткая щетка, избыточное давление при очистке;
  • хронические патологические процессы во рту — эрозии и язвы, стоматит, кариозные поражения, воспаления пульпы, периодонтит;
  • дистопия единицы — неанатомическое расположение в зубном ряду);
  • ретинированный зуб — неполное прорезывание.

Чаще всего перикоронарит развивается над зубами мудрости. Такое происходит из-за того, что стандартный период прорезывания восьмерок – взрослый возраст, а значит челюстная кость больше не растет и зубной ряд полностью укомплектован. В конце зубного ряда вблизи угла челюсти не остается промежутка для большого моляра. При встраивании в ряд до 20 лет, проблем с прорезыванием не возникнет. Чем пациент старше, тем больше вероятность возникновения перикоронарита, потребующего серьезного лечения.

Симптоматика перикоронарита начинает описываться с боли в десне, становящейся сильнее при надавливании. Неприятные ощущения становятся заметнее при пережевывании пищи или чистке зубов. Десна над прорезывающейся единицей отекает и краснеет, а с накоплением бактерий присоединяется гнилостный запах изо рта.

При отсутствии должного лечения присоединяется дополнительные неприятные ощущения:

• боли начинают отдавать в ухо и висок;
  • становиться трудно глотать и пережевывать пищу;
  • болит горло;
  • трудности при разговоре;
  • ограниченно открывается рот из-за отечности тканей в области угла челюсти;
  • увеличиваются л/у;
  • повышается температура тела;
  • отекает щека;
  • возникает головная боль.

Яркая симптоматика свидетельствует об остром перикоронарите (код по МКБ-10 К 05.22), но с утиханием проявлений патология переходит в хроническую стадию перикоронарита (код по МКБ-10 К 05.32). При выделении гноя из-под капюшона наступает облегчение, но воспалительный процесс сохраняется.

Выделяют 2 формы перикоронарита по МКБ острый (К 05.22) и хронический (К 05.32). Острое течение патологии бывает трёх видов:

1. Катаральный. Отечность, покраснение, болезненность и зуд десны в области капюшона.
  2. Язвенный. На слизистой образуются язвы с белым налетом, окруженные отмершими клетками.
  3. Гнойный. Из-под капюшона выделяется гной, провоцирующий пульсирующую боль, неприятный запах из полости рта и ухудшение общего состояния организма.

Хронический перикоронарит (МКБ -10 К 05.32) является запущенной формой острого течения патологии. Симптоматика только нарастает, образуется свищевой ход с гнойным отделяемым, воспаляются подчелюстные и заушные л/у. Такая форма может через время обостряться из-за движения зуба и ослабевания иммунной системы.

Острый перикоронит по описанию симптомов, которые вносятся в карту, может выглядеть как пульпит или периодонтит. Но отличить эти патологии друг от друга просто. При пульпите рот открывается в полную величину, а десна не отекает и не краснеет. При периодонтите отек и краснота десны – естественны, но беспокоящая единица полностью прорезалась, в отличие от перикоронарита.

Точно идентифицировать патологию сможет стоматолог. Специалист проведет визуальный и инструментальный осмотр, назначит выполнение рентген-снимков. Можно будет оценить состояние костной ткани вокруг зуба и степень, направление прорезывания единицы.

В West Dental есть Pax-i3D (КЛКТ и ОПТГ на одном аппарате), операционный микроскоп Leica M320 (для тщательного осмотра и качественного лечения ротовой полости).

Нужно знать, что перикоронарит сам не уйдет. Даже при стихании симптоматики через 5–7 дней не означает полного выздоровления. Через некоторые промежутки времени заболевание будет обостряться и беспокоить. Также могут возникнуть осложнения:

• Периостит, остеомиелит.
  • Подвижность соседних единиц.
  • Флегмона, абсцесс.
  • Воспаление л/у.
  • Свищ.
  • Киста.
  • Язвенный стоматит.
  • Заболевания ЛОР-органов.
  • Сепсис.

В связи с этим необходимо своевременно осуществить лечение патологии. А чтобы ее не пропустить и не запустить, важно раз в полгода приходить на проф. осмотр.

Хирургическое лечение

Самая результативная методика лечения — хирургическая. В случае моляров и премоляров специалисты иссекают наддесневой капюшон. А вот лечение патологии в области зубов мудрости почти во всех случаях включает удаление единицы.

Иссечение капюшона из воспаленной десны освобождает путь для прорезывания единицы в необходимое место зубного ряда, дает возможность убрать поврежденный участок слизистой и вымыть раствором антисептика патогенную микрофлору. Для осуществления данной методики необходим ряд условий:

• правильная анатомическая форма зуба с неповрежденными коронкой и корнями;
  • зуб располагается в челюстной кости на своем месте коронкой к десне;
  • наличие места в зубном ряду в соответствии с размерами прорезывающейся единицы.

Такая методика применяется всегда в условиях прорезывания, когда мешает только плотная десневая ткань. При наличии единицы, поврежденной кариесом или кистой, иссечение капюшона выполняется также. Однако, далее доктор решает о необходимости сохранения данного зуба и его последующем лечении.

Глубоко залегающие и неправильно располагающиеся в челюстной кости зубы, а также случаи, при которых полноценное становление единицы в ряд нарушит прикус или сместит соседние — это показания к дальнейшей экстракции. Чаще всего только так можно решить проблему при формировании перикоронарита в области восьмерок. Ведь в большинстве случаев зубы мудрости не участвуют в пережевывании пищи, могут не иметь антагониста, прорезываются под наклоном в соседний зуб, мешают соседним зубам и нарушают прикус. Необходимо удалить третий моляр и устранить воспаление, чтобы минимизировать риски возникновения осложнений. Исключение только при важности восьмерки, как опоры для ортопедической или ортодонтической конструкции.

По итогу, показаниями для удаления капюшона и единицы под ним является:

• неэффективность или усугубление проведенного ранее иссечения поврежденных тканей;
  • нехватка места в зубном ряду;
  • ретинированный, дистопированный зуб, который при сохранении нарушит прикус;
  • повторное нарастание десневого капюшона;
  • нецелесообразное прорезывание пораженной единицы.

Из-за необходимости экстракции не полностью прорезавшегося зуба процедура считается сложной и будет стоить дороже стандартного удаления. Дополнительно может понадобиться использование пьезоскальпеля при глубоком залегании зуба и его сложной анатомической формы. В конце всех манипуляций будет наложен шовный материал для ускорения регенерации десны.

Хирургическое вмешательство выполняется под местной анестезией, поэтому неприятных ощущений или болезненности не почувствуется. Важным этапом после удаления будет промывание образовавшейся полости раствором антисептика.

Хирургическое лечение во время беременности применяется как крайняя мера при не результативности консервативной терапии. Для уверенности в безопасности манипуляций для плода такое вмешательство лучше проводить в стационаре. Так можно будет избежать возможных рисков для здоровья матери и ребенка. Вся информация об операции вносится в карточку для дальнейшего ознакомления лечащего гинеколога.

Лечение лазером

Устранение капюшона лазера является малоинвазивным вмешательством и даст возможность добиться лучшего результата. К

Преимущества:

• Минимизирование возникновения осложнений и повторения патологии;
  • кровоостанавливающее действие;
  • быстрое восстановление;
  • отсутствие боли после отхождения анестезии;
  • нет необходимости использовать для обработки марлевые турунды и растворы антисептиков.

Основным ограничением к применению лазера является онкопатология.

Медикаментозное лечение

Медикаментозная терапия является лишь вспомогательной после основного-хирургического вмешательства. Специалист может назначить прием обезболивающих, антибиотики и мази для регенерации десны, что поможет добиться полного восстановления через неделю.

В период реабилитации на дому необходимо полоскать антисептическим раствором полость рта после каждого приема пищи. В случаях с воспалением л/у и гнойном отделяемом из-под капюшона понадобиться пропить курс антибиотиков. Для быстрого заживления десны можно наносить регенерирующие мази/гели. Симптоматическим лечением будут являться обезболивающие, они также помогут снизить температуру и улучшить общее состояние в первые 1–2  дня, которые будут самыми неприятными.

Прием медикаментов для достижения эффективного результата возможен только после удаления беспокоящего зуба и поврежденных тканей. Самостоятельный прием препаратов только смажет картину заболевания и приведет к серьезным осложнениям. Поэтому при возникновении первых неприятных симптомов необходимо сразу записаться на прием к специалисту для получения правильной высококвалифицированной помощи.

Лечение перикоронарита выполняют хирурги-стоматологи в каждом из филиалов West Dental. Наши специалисты готовы оказать необходимую профессиональную помощь даже в самых сложных случаях. Современное оборудование и инструментарий, высокая квалификация докторов — залог успешности оказания качественного стоматологического лечения. Записаться на прием вы можете по телефону, указанному на сайте, или через онлайн-форму.

Врач стоматолог-хирург-имплантолог, ортопедф